“50 ПЛЮС” – как это будет?

В России запускается новый , рассчитанный на людей зрелого возраста

Пенсионеры – Мария, – спрашиваю, – а вы старости боитесь? Ведь не успеете оглянуться, и…
Редкий случай, когда вопрос можно задавать спокойно. Собеседница не вспылит или (что гораздо хуже) не обидится, не расстроится до слез и не станет потом искать перед зеркалом “те морщины, из-за которых теперь эта нахалка…”
- Нет. Абсолютно не боюсь, – отвечает молодая, красивая и энергичная женщина 42 лет от роду.
Спокойно отвечает, уверенно. Явно не лукавит.
- А почему? Все старости боятся, – не отстаю я.
- Не боюсь, – повторяет Маша. – У меня другой внутренний настрой. Это самое главное.
Насчет другого настроя – чистая правда. Пока большинство людей пытается о старости или не думать вообще, или думать без тоски и безнадежности, Мария Салуцкая придумала социальный проект, который в перспективе может сделать такие мысли неактуальными, по сути и ненужными в принципе. Проект называется “50 ПЛЮС”, и говорить о нем Марии гораздо интереснее, чем о собственной (очень и очень пока неблизкой) старости.

По статистике, сегодня треть населения России – люди старше пятидесяти. Государство им, конечно, внимание уделяет. Но, как правило, слово “поддержка” трактуется достаточно просто: дать немного денег в виде пенсий или доплат – и таким образом, по сути, “откупиться”. Закрыв при этом глаза на все прочие трудности тех, кто находится сейчас на “золотой середине” своего века.
Между тем проблемы людей в возрасте “50 ПЛЮС” во всех развитых странах мира считают крайне важными и по мере сил пытаются их решать. Не только материальные, но и самые разные – другие. В этом есть, кроме прочего, и “государственный интерес”: немолодые граждане дольше остаются бодрыми и активными, живут полноценной жизнью, а не отсчитывают годы до “возраста дожития” (циничный термин, который госчиновникам почему-то совершенно не режет слух).
А нас самих как будто и не удивляет, что наши пожилые люди – это сплошь “бабушки”, кое-как одетые, сами на себя махнувшие рукой, немощные. Зато стоит нам пересечь границу, как вокруг оказываются люди того же возраста, но – бодрые, элегантные, вполне способные радоваться жизни. Путешествуют они. Стрижки себе модные делают. Интернетом пользуются. Танго танцуют получше молодых!
- Вот именно, – говорит Мария Салуцкая. – И наше старшее поколение так может. Только надо помочь сегодняшним “бабушкам” и “дедушкам” изменить отношение к себе, а государству – изменить свое отношение к ним.
Именно для этого я и решила собрать вместе всех, кто этого хочет всерьез. Наш форум-выставка под названием “50 ПЛЮС” пройдет в Экспоцентре в ноябре. Я уже сейчас вижу, с каким энтузиазмом люди откликаются на мою идею.
- А почему она вообще возникла?
- Саму тему “50 ПЛЮС” придумала не я. Такие выставки на протяжении 10 лет организовывала в Вене моя австрийская подруга и взахлеб рассказывала мне, как это здорово, как много народу туда приходит… Однажды на эту выставку попала и я. Знаете, что меня поразило и в конечном итоге сподвигло на то, чтобы перенести эту идею на российскую почву? Ванна! Обычная ванна. Только с дверцей в передней стенке, похожей на герметично закрывающуюся водонепроницаемую “калиточку”. Что это, спрашиваю, такое? А мне объясняют: понимаете ли, людям старшего возраста трудно перешагивать через бортик, бывали случаи падений, травм… вот мы для них и придумали, как лучше. Правда же, удобно?
В тот же вечер, сидя в холле венского отеля, я вдруг услышала вокруг сплошную русскую речь. Огляделась – да, соотечественники. Немолодые, одна из женщин в инвалидной коляске. Разговорилась с ними и была поражена второй раз за день. Оказалось, что некий весьма известный у нас бизнесмен (фамилию называть не буду, чтоб не упрекнули в “рекламе”) каждый год собирает 35 пожилых людей, с которыми его в разное время сводила судьба (от школьной учительницы до пенсионера-бухгалтера из его фирмы), и за свой счет организует им турпоездки в одну из мировых столиц. Разумеется, никак это не афишируя. Скажу больше – вместе со своими подопечными ездит он сам и его жена. И говорит, что это общение дает ему колоссально много, и он такой возможностью очень дорожит…
- Молодец бизнесмен, что и говорить. Жаль только, что он такой один…
- Так от нас и зависит, чтобы подобные вещи стали не исключением, а нормой! – восклицает Мария Салуцкая. – Я, например, с тех самых пор темой “50 ПЛЮС” просто заболела. Очень сильными оказались впечатления от того памятного дня. А когда я начала изучать все подробнее, то поняла: выставка и форум – это лишь малая часть того, что можно сделать. Потому что старая песня не лжет, и “мои года” – действительно, “мое богатство”. Причем не только “мое” – наше.
Смотрите сами. У людей зрелого и старшего возраста гораздо больше свободного времени, они обретают ту новую степень свободы, которая была им недоступна в “активном возрасте”, когда они все силы отдавали в основном работе или воспитанию детей. Такая ситуация типична для развитых стран: старшее поколение хочет получить полноценную жизнь на “заслуженном отдыхе” – и получает. Пенсионеры формируют новый рынок товаров и услуг широкого потребления. На Западе это очень важная рыночная “ниша”. Постепенно к этому движется и Россия. Кроме того, многие пенсионеры не просто продолжают работать, но и осваивают новые профессии, более подходящие для них. Рамки “трудоспособного” возраста расширяются, и кто скажет, что это не соответствует, извините за пафос, “национальным интересам государства”?
- Маша, но почему тогда проект называется “50 ПЛЮС”? Пятьдесят – это еще вполне активный возраст, вовсе не пенсионный.
- Не забудьте, что немало наших сограждан на пенсию выходят “по выслуге лет”. Свою карьеру годам к 40-50 завершают, например, рабочие вредных профессий, спортсмены, балерины и, конечно, офицеры-отставники. И перед вполне еще активным человеком встает вопрос: а дальше-то что? Люди, полные сил, обогащенные огромным жизненным опытом, зачастую не знают, как вписаться в новую для них жизнь. Им необходимо помочь. И я хочу попробовать это сделать.
Если не знать Марию, слова ее могут показаться… декларацией о намерениях, что ли. Но Машу надо знать. Она свои декларации с юности привыкла немедленно воплощать в дело.
А уж “социальные проекты” тем более.
В свое время, к ужасу вполне благополучных интеллигентных родителей, она сразу после школы пошла работать… дояркой. Настоящей дояркой. По комсомольской путевке.
- Маша, поражаюсь я, – зачем?
- Будете смеяться, наверное. Теперь такое не в моде. Но… Душевный порыв, вот и все. Я после восьмого класса во время летних каникул поработала дояркой в Мещовском районе Калужской области. А после окончания 10 класса пошла в обком комсомола и попросила дать мне комсомольскую путевку на ферму. Дело было в 1985 году. И два следующих года я работала дояркой в совхозе “Виноградовский” Воскресенского района Подмосковья. Кстати, секретарем райкома комсомола у нас был нынешний помощник президента Александр Абрамов.
Когда “социальные проблемы”, что называется, собственными руками ощутишь, к ним и относишься совсем иначе. И где бы я потом ни работала – и в государственных органах, и в бизнесе, – все равно это было так или иначе связано с решением социальных вопросов. А когда представилась возможность начать свое дело – тут уж, как говорится, сам бог велел.
- Именно потому, что вы не “кабинетный аналитик”, вы лучше других знаете: пенсию просто так (даже по выслуге лет) не дают. Люди старшего возраста действительно физически слабеют, многие виды работы им просто не под силу. Ресурс-то выработан…
- Да нет же! – горячится Мария. – Это не так! Не путайте причину и следствие! Человек слабеет и чувствует себя плохо, когда он не востребован, когда он не видит для себя точки приложения сил. Вот смотрите – почему, по-вашему, наши бабушки живут в среднем намного дольше, чем дедушки? Оставим за скобками чисто медицинский фактор. Если при прочих равных – почему так? Да потому, что бабушки, как правило, – “опора семьи”. На них внуки, на них хозяйство, на них, увы, иногда – великовозрастные дети… Они остро ощущают, что нужны, и “не расслабляются”. А дедушки… Посмотрите, кто во дворе “забивает козла”, кто от нечего делать прикладывается к бутылке. Уйма свободного времени, которое нечем занять, – это и для подростков опасно, и для старшего поколения.
Кстати, проблема эта не только наша, а в полном смысле слова мировая. Например, в Японии, стране с высочайшим уровнем жизни, больше всего самоубийств по причине депрессии – среди пожилых людей, буквально “вышвырнутых” из активной жизни, к которой они привыкли. Поэтому в стране даже принята специальная государственная программа занятости граждан. Чуть ли не на каждом токийском перекрестке можно увидеть от трех до пяти человек возраста “50 ПЛЮС” с красными палками, которые помогают регулировать движение. Доказано, что это позволяет им чувствовать себя нужными, избавляет от хандры, поднимает самооценку.
По другим причинам, но ту же картину можно увидеть и в Нью-Йорке. На перекрестке Манхэттена в часы пик выходит множество отставных полицейских (а то и обычных безработных) в белых перчатках и накидках с надписью “Трафик”. Нам с нашими пробками вполне можно было бы взять этот опыт на вооружение. Впрочем, как и многое другое.
- Например, что?
- Да тут поле непаханое. Знаете, я познакомила со своим проектом многих людей. Не было никого, кто не воскликнул бы: да, замечательно! Однако на практике не все так просто. Пытается 50-летний человек найти работу, а в объявлении четко сказано: претенденты – до 35 лет. Хочет немолодая женщина купить себе хорошую, по возрасту, недорогую одежду, снова отказ. Размеры не подходят, модели для молодежи. И так везде. В нашей стране маркетинг для пожилых людей развит очень слабо. Мне кажется, в первую очередь потому, что сами маркетологи – представители новой и “молодой” профессии, они просто не понимают, что в эту “потребительскую нишу” вообще стоит идти. Даже бизнес пока не осознал, какой это “клондайк” – потребители в возрасте “50 ПЛЮС”. Хотя я уверена, что за них в скором времени развернется нешуточная конкурентная борьба.
У меня достаточно большой опыт работы в бизнесе, и, конечно, воплощая свою идею, я постаралась учесть все возможные аспекты. Бренд “50 ПЛЮС” зарегистрирован по всем классам товаров и услуг. В ходе форума, который пройдет в ноябре, будут охвачены такие темы, как здоровый образ жизни людей зрелого возраста, туризм и отдых, обучение и переобучение. Другие темы форума-выставки – быт и социальные условия (помните ту ванну с венской выставки, да?), конечно, медицина, финансовый и юридический ликбез, Интернет, который для старших поколений открывает громадные возможности…
Все даже сложно с ходу перечислить. По форме это будет серия “круглых столов”, семинаров, консультативных встреч, интерактивов, параллельно с чем пройдет выставка товаров и услуг для аудитории “50 ПЛЮС”. Уверена, в участниках недостатка не будет.
Но лично меня сейчас все-таки больше волнует проблема, от бизнеса далекая. То, что называют “душевным заполнением” и без чего любая идея обречена на провал.
Ради чего нужно все это затевать? Да ради того, чтобы продлить жизнь наших родителей и наполнить ее новым смыслом. Ради нас самих, ради наших детей, которые со временем поменяются с нами ролями. Есть вечные ценности, и большинство людей осознают их только с возрастом. Они готовы передать их следующим поколениям – им надо лишь помочь это сделать.
С каждым днем проект “50 ПЛЮС” обретает все новые очертания и становится все более серьезным по содержанию. И, думаю, его вполне можно назвать стратегической инициативой, цель которой – объединить разрозненные усилия государства, социальных служб, профсоюзов, институтов гражданского общества, ученых и коммерческих структур вокруг решения задачи по улучшению качества жизни людей зрелого возраста и сохранения их экономического присутствия в жизни страны. Работа только начинается, и я уверена, что мы многое сумеем сделать. Западные страны тоже ведь долго к этому шли – однако получилось же. И у нас получится!
 

Об авторе Светлана

Утром пенсионер встает, и ему нечего делать; вечером он ложится, и половина этого еще не сделана...
Запись опубликована в рубрике Интервью, дебаты, мнения, Листая газеты..., Новости с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>